Про ноты и буквы. Недолгие размышления о том, чего это меня так зацепила и поволокла флейта, привели к выводам. Пока что их два. Во-первых, каждому писателю букв руками нужна флейта - или чем вы там будете догоняться. Секунду, сейчас обосную. Во-вторых, глубинно прочувствовала то, что и раньше знала, но теперь, как говорится, поняла телом. Но все по порядку. Сразу оговорюсь: имея крайне скудные знания в области нейрофизиологии, в деталях могу наврать в любой момент, но принцип, думаю, уловила верно. Итак, по пунктам. Наш мозг по сути - портативная фабричка наркотиков. С их помощью он остальной тушкой и управляет. Так вот, азарт игры именно на флейте, в противовес остальным инструментам, которые я пробовала, это четкая связь "понятное усилие - измеримый результат". Если дунешь не так, извините, ноты вообще не выйдет. Дунул правильно - нота получилась. Дунул лучше - нота стала еще и красивой. На рояле ткнул как угодно - получил звук (о качестве не говорим), с флейтой так не выйдет. Если из флейты доносятся какие надо звуки, это огромный результат. С определенного момента, понимая и предвосхищая этот результат, мозг загодя насыщает кровушку дофаминчиком. Далее цепочка "сложный отрывок, не могу сыграть - играю медленно - играю медленно, добавляю динамику и краски - довожу до нормальной скорости" - это способ получить дофамин не один раз, а прям на каждом этапе. Плюс дышим активнее, чем при родах. Мозг получает много кислорода и очень этому радуется. Тушка получает много вкусных гормонов удовольствия, и чем дальше, тем больше, и потому я тоже очень радуюсь, причем еще на этапе "ща как позанимаюсь два часа без перерыва! Ура". Теперь сравним с писательством. Тут цепочка такая: "задумал штуку - пишешь - не нравится - вообще ужасно - а тут вот ничего так (наверное, но все равно чуточку дофамина словил) - а тут непонятно - ща закончу (дофамин) - о, закончила. Кажется, неплохо, но тут уж на вкус и цвет... Интересно, понравится хоть кому-то?" Проще говоря, усилия прикладываются, а результат измерить и оценить удается дай-то бог в момент публикации, а этого иногда приходится ждать долго, почти вечно. Да и публикация - результат не то чтобы адекватно измеримый: вроде обложка красивая, зато на первой же странице опечатка, а тираж крошечный, да и тот не продался. Понятно, да? Поэтому и нужна писателю флейта. Попыхтел на бездофаминовой диете - собрался пойти гамму сыграть - конечно, будет понятный результат - умничка, вот тебе доза. И вот на этом этапе, вкладывая известные усилия и получая в ответ измеримый результат, а также быстрый и отлично измеримый прогресс, который находится в прямой (прямее некуда) зависимости "позанимался - улучшился", я наконец телом ощутила то, о чем поют все преподаватели писательского мастерства, но мало кто применяет. Чтобы получить результат, надо практиковать деятельность, желательно ежедневно и побольше. Да, результат в писательстве совсем не так очевиден, как при игре на флейте (вчера не мог гамму никак - завтра играешь ту же гамму - послезавтра играешь ее быстро). Это и сбивает с толку. Но я просто уверена: зависимость та же. От количества практики растет уровень ремесленного мастерства. Еще раз, на всякий случай: ремесленного. Чисто практические навыки улучшаются, если пишешь дважды в день по часу вместо одного раза в три месяца по пятнадцать минут. Банально - слов нет, но я слоупок. Без дофамина любой отупеет, не хихикайте. На всякий случай, трижды повторю: я про ремесло. С искусством сами разбирайтесь. Пошла гаммы гонять. Дофаминчик, приди!